О компании
Комментарий Президента УПЭК Анатолия Гиршфельда "Инвестгазете"
21.05.2007
ДЕНЬГИ В НАУКУ
Нурислам Зубаиров, Инвестгазета (май 2007)
Государство взяло на себя финансирование проведения научных работ, с помощью которых украинское машиностроение сможет предложить новые конкурентоспособные продукты.
Во времена Союза промышленность основывалась не только на производстве, но и на довольно хорошей научной базе. Перед внедрением новой продукции инженеры всей страны разрабатывали, испытывали, и только после этого отдавали образец в массовое производство. После распада СССР научная сторона осталась как бы «не у дел», и предприятия машиностроения перепрофилировались под выпуск более востребованного на тот момент продукта. Спустя более пятнадцати лет государство вспомнило о том, что в Украине есть хорошая интеллектуальная база, и если поднять ее «на ноги», то отечественные машиностроители могут производить вполне конкурентоспособную зарубежным аналогам продукцию. В апреле Министерство промышленной политики Украины презентовало «стратегию развития общего машиностроения». Основной акцент сделан на инновационной активности предприятий отрасли. Согласно принятой концепции, государство берет на себя финансирование из бюджета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Внедрение же новых разработок должно происходить за счет собственных средств предприятий. Главная цель, по мнению разработчиков, - вовлечь предприятия в инновационную деятельность.
Как было раньше
«Отличительной стороной украинского машиностроения в настоящее время является то, что пока еще незначительное количество предприятий способно конку рировать с зарубежными производителями, поскольку продолжительное время финансирование новых разработок и усовершенствование собственной продукции было недостаточным», -отмечает генеральный директор ЗАО «Инвестиционная компания «Кера-мет-Инвест» Анатолий Амелин. В более выгодном положении оказались экспортоориентированные предприятия. По данным Крюковского вагоностроительного завода, предприятие планирует в 2007 году увеличить объемы инвестиций в развитие производства на 40% по сравнению с 2006 годом. Благодаря финансированию НИОКР завод осваивает новые виды продукции и расширяет линейку выпускаемых вагонов. Освоение новых видов продукции позволяет предприятиям машиностроения не только сохранять свои позиции на внешних рынках, но и завоевывать новые. «Азовмаш», благодаря освоению выпуска топливозаправщиков, расширяет свое присутствие на рынках России и Казахстана. В то же время, по словам Анатолия Амелина, «металлургические, химические предприятия, подконтрольные крупным финансово-промышленным группам, в процессе реализации собственной программы модернизации производства предпочитают покупать высокотехнологичное оборудование у иностранных производителей, которые выигрывают за счет более низких цен и высокого качества». Особняком стоят те предприятия отрасли, которые выпускают уникальную в своем роде, не имеющую аналогов в мире продукцию. Благодаря этому Краматорский завод тяжелого станкостроения из года в год наращивает производство не только за счет внешних поставок, но и за счет внутреннего спроса. Вместе с тем предприятия так называемой базовой отрасли машиностроения - производители литья, деталей и узлов - терпят значительные убытки, в том числе и вследствие неспособности конкурировать на равных с импортными аналогами. Выбор в качестве основной идеи стимулирования инновационной активности вполне оправдан. По мнению специалистов, в условиях рыночной экономики определяющим моментом в конкурентной борьбе является инновационная политика предприятий. Необходимость ее формирования вызвана тем, что сегодня, чтобы сохранить рынки сбыта украинской продукции, необходимо постоянно внедрять новые решения и технологии. «Промышленность, в частности сложное машиностроение, может составить свыше 40% объема ВВП Украины. К сожалению, сегодня этот показатель на порядок меньше, и конкурентоспособный производственный потенциал страны в этой отрасли продолжает уменьшаться. При том, что у Украины есть несомненные конкурентные преимущества: инфраструктура, технический уровень специалистов и накопленный опыт работы в этой отрасли», - считает президент АО «Украинская промышленно-энергетическая компания» (АО УПЭК) Анатолий Гиршфельд.
Курс на инновации
«Если хотя бы немного помощь государства будет оказана в НИОКР, то дальше предприятие вложит свои деньги, привлечет инвестиции и разовьет это направление», - говорит начальник департамента общего машиностроения Мин-промполитики Виктор Козырев. Схема сотрудничества государства и предприятий довольно проста: министерство определяет их потребности в научно-исследовательских работах и инновациях. Потом они рассматриваются на научном совете и определяются основные направления исследований. Получение права на проведение НИОКР, а также на доступ к бюджетным деньгам будет происходить с помощью тендера. Внедрение новых разработок должно происходить за счет собственных средств компаний. Основные направления, в которые будут направлены инвестиции - энер-го- и ресурсосберегающие технологии, а также производство импортозаменя-ющей продукции. Но еще не все предприятия готовы вкладывать деньги в проведение научно-исследовательских работ. Подобную роскошь могут себе позволить только крупные компании. Большинство же предприятий в краткосрочной перспективе вообще не ставят вопрос об инновационной деятельности, ссылаясь на существующие в нынешних условиях трудности. Сегодня в Украине инновационная активность машиностроительных заводов составляет порядка 17%, в то время как в остальной промышленности -12%. При этом за последний год было направлено довольно много средств в проведение научных работ. По данным Госкомстата Украины, по итогам 2006 года объем финансирования технологических инноваций возрос на 7,1%, из которых 84,6% были профинансированы за счет собственных средств.
Программное развитие
Вопросам реализации производственного потенциала отечественного машиностроения посвящено множество государственных программ, многие из которых так и не были реализованы. Если представители государственных органов видят причину этого в недостаточном финансировании, то представители бизнеса - в отсутствии продуманной политики государства в отрасли. «За пятнадцать лет независимости Украины ни разу не была сформулирована четкая и последовательная политика развития промышленности и машиностроительной отрасли в частности, были только декларации», - считает президент АО УПЭК Анатолий Гиршфельд. В качестве подтверждения своих слов он приводит ситуацию с сельхозмашиностроительным комплексом, где многие предприятия попросту прекратили свое существование. Сегодня большинство участников рынка считают, что принимаемые государством программы носят больше декларативный характер, поскольку, по мнению Анатолия Амелина, «подобные программы традиционно демонстрировали низкую степень реализации и высокую - коррумпированности». Насколько окажется дееспособной нынешняя стратегия, будет зависеть и от того, насколько удастся государству создать условиядля ее реализации.
Государство взяло на себя финансирование проведения научных работ, с помощью которых украинское машиностроение сможет предложить новые конкурентоспособные продукты.
Во времена Союза промышленность основывалась не только на производстве, но и на довольно хорошей научной базе. Перед внедрением новой продукции инженеры всей страны разрабатывали, испытывали, и только после этого отдавали образец в массовое производство. После распада СССР научная сторона осталась как бы «не у дел», и предприятия машиностроения перепрофилировались под выпуск более востребованного на тот момент продукта. Спустя более пятнадцати лет государство вспомнило о том, что в Украине есть хорошая интеллектуальная база, и если поднять ее «на ноги», то отечественные машиностроители могут производить вполне конкурентоспособную зарубежным аналогам продукцию. В апреле Министерство промышленной политики Украины презентовало «стратегию развития общего машиностроения». Основной акцент сделан на инновационной активности предприятий отрасли. Согласно принятой концепции, государство берет на себя финансирование из бюджета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Внедрение же новых разработок должно происходить за счет собственных средств предприятий. Главная цель, по мнению разработчиков, - вовлечь предприятия в инновационную деятельность.
Как было раньше
«Отличительной стороной украинского машиностроения в настоящее время является то, что пока еще незначительное количество предприятий способно конку рировать с зарубежными производителями, поскольку продолжительное время финансирование новых разработок и усовершенствование собственной продукции было недостаточным», -отмечает генеральный директор ЗАО «Инвестиционная компания «Кера-мет-Инвест» Анатолий Амелин. В более выгодном положении оказались экспортоориентированные предприятия. По данным Крюковского вагоностроительного завода, предприятие планирует в 2007 году увеличить объемы инвестиций в развитие производства на 40% по сравнению с 2006 годом. Благодаря финансированию НИОКР завод осваивает новые виды продукции и расширяет линейку выпускаемых вагонов. Освоение новых видов продукции позволяет предприятиям машиностроения не только сохранять свои позиции на внешних рынках, но и завоевывать новые. «Азовмаш», благодаря освоению выпуска топливозаправщиков, расширяет свое присутствие на рынках России и Казахстана. В то же время, по словам Анатолия Амелина, «металлургические, химические предприятия, подконтрольные крупным финансово-промышленным группам, в процессе реализации собственной программы модернизации производства предпочитают покупать высокотехнологичное оборудование у иностранных производителей, которые выигрывают за счет более низких цен и высокого качества». Особняком стоят те предприятия отрасли, которые выпускают уникальную в своем роде, не имеющую аналогов в мире продукцию. Благодаря этому Краматорский завод тяжелого станкостроения из года в год наращивает производство не только за счет внешних поставок, но и за счет внутреннего спроса. Вместе с тем предприятия так называемой базовой отрасли машиностроения - производители литья, деталей и узлов - терпят значительные убытки, в том числе и вследствие неспособности конкурировать на равных с импортными аналогами. Выбор в качестве основной идеи стимулирования инновационной активности вполне оправдан. По мнению специалистов, в условиях рыночной экономики определяющим моментом в конкурентной борьбе является инновационная политика предприятий. Необходимость ее формирования вызвана тем, что сегодня, чтобы сохранить рынки сбыта украинской продукции, необходимо постоянно внедрять новые решения и технологии. «Промышленность, в частности сложное машиностроение, может составить свыше 40% объема ВВП Украины. К сожалению, сегодня этот показатель на порядок меньше, и конкурентоспособный производственный потенциал страны в этой отрасли продолжает уменьшаться. При том, что у Украины есть несомненные конкурентные преимущества: инфраструктура, технический уровень специалистов и накопленный опыт работы в этой отрасли», - считает президент АО «Украинская промышленно-энергетическая компания» (АО УПЭК) Анатолий Гиршфельд.
Курс на инновации
«Если хотя бы немного помощь государства будет оказана в НИОКР, то дальше предприятие вложит свои деньги, привлечет инвестиции и разовьет это направление», - говорит начальник департамента общего машиностроения Мин-промполитики Виктор Козырев. Схема сотрудничества государства и предприятий довольно проста: министерство определяет их потребности в научно-исследовательских работах и инновациях. Потом они рассматриваются на научном совете и определяются основные направления исследований. Получение права на проведение НИОКР, а также на доступ к бюджетным деньгам будет происходить с помощью тендера. Внедрение новых разработок должно происходить за счет собственных средств компаний. Основные направления, в которые будут направлены инвестиции - энер-го- и ресурсосберегающие технологии, а также производство импортозаменя-ющей продукции. Но еще не все предприятия готовы вкладывать деньги в проведение научно-исследовательских работ. Подобную роскошь могут себе позволить только крупные компании. Большинство же предприятий в краткосрочной перспективе вообще не ставят вопрос об инновационной деятельности, ссылаясь на существующие в нынешних условиях трудности. Сегодня в Украине инновационная активность машиностроительных заводов составляет порядка 17%, в то время как в остальной промышленности -12%. При этом за последний год было направлено довольно много средств в проведение научных работ. По данным Госкомстата Украины, по итогам 2006 года объем финансирования технологических инноваций возрос на 7,1%, из которых 84,6% были профинансированы за счет собственных средств.
Программное развитие
Вопросам реализации производственного потенциала отечественного машиностроения посвящено множество государственных программ, многие из которых так и не были реализованы. Если представители государственных органов видят причину этого в недостаточном финансировании, то представители бизнеса - в отсутствии продуманной политики государства в отрасли. «За пятнадцать лет независимости Украины ни разу не была сформулирована четкая и последовательная политика развития промышленности и машиностроительной отрасли в частности, были только декларации», - считает президент АО УПЭК Анатолий Гиршфельд. В качестве подтверждения своих слов он приводит ситуацию с сельхозмашиностроительным комплексом, где многие предприятия попросту прекратили свое существование. Сегодня большинство участников рынка считают, что принимаемые государством программы носят больше декларативный характер, поскольку, по мнению Анатолия Амелина, «подобные программы традиционно демонстрировали низкую степень реализации и высокую - коррумпированности». Насколько окажется дееспособной нынешняя стратегия, будет зависеть и от того, насколько удастся государству создать условиядля ее реализации.
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях