Комментарий Президента УПЭК Анатолия Гиршфельда "Инвестгазете"

Комментарий Президента УПЭК Анатолия Гиршфельда "Инвестгазете"
21.05.2007


Нурислам Зубаиров, Инвестгазета (май 2007) 
Государство взяло на себя финансирование проведения научных работ, с помощью которых украинское машиностроение сможет предложить новые конкурентоспособные продукты.

 Во времена Союза промышленность основывалась не только на производстве, но и на довольно хорошей научной базе. Перед внедрением новой продукции инженеры всей страны разрабатывали, испытывали, и только после этого отда­вали образец в массовое производство. После распада СССР научная сторона осталась как бы «не у дел», и предпри­ятия машиностроения перепрофилиро­вались под выпуск более востребован­ного на тот момент продукта. Спустя бо­лее пятнадцати лет государство вспом­нило о том, что в Украине есть хорошая интеллектуальная база, и если поднять ее «на ноги», то отечественные маши­ностроители могут производить вполне конкурентоспособную зарубежным аналогам продукцию. В апреле Министерство промышленной политики Украины презентовало «стратегию развития общего машиностроения». Основной акцент сделан на инновационной активности предприятий отрасли. Согласно принятой кон­цепции, государство берет на себя фи­нансирование из бюджета научно-ис­следовательских и опытно-конструк­торских работ (НИОКР). Внедрение же новых разработок должно происходить за счет собственных средств предпри­ятий. Главная цель, по мнению разра­ботчиков, - вовлечь предприятия в ин­новационную деятельность. 

Как было раньше
«Отличитель­ной стороной украинского машино­строения в настоящее время является то, что пока еще незначительное количество предприятий способно конку­ рировать с зарубежными производите­лями, поскольку продолжительное время финансирование новых разрабо­ток и усовершенствование собственной продукции было недостаточным», -отмечает генеральный директор ЗАО «Инвестиционная компания «Кера-мет-Инвест» Анатолий Амелин. В более выгодном положении ока­зались экспортоориентированные предприятия. По данным Крюковско­го вагоностроительного завода, пред­приятие планирует в 2007 году увели­чить объемы инвестиций в развитие производства на 40% по сравнению с 2006 годом. Благодаря финансирова­нию НИОКР завод осваивает новые виды продукции и расширяет линей­ку выпускаемых вагонов. Освоение новых видов продукции позволяет предприятиям машиностроения не только сохранять свои позиции на внешних рынках, но и завоевывать новые. «Азовмаш», благодаря освое­нию выпуска топливозаправщиков, расширяет свое присутствие на рын­ках России и Казахстана. В то же время, по словам Анатолия Амелина, «металлургические, хими­ческие предприятия, подконтрольные крупным финансово-промышленным группам, в процессе реализации соб­ственной программы модернизации производства предпочитают покупать высокотехнологичное оборудование у иностранных производителей, кото­рые выигрывают за счет более низких цен и высокого качества». Особняком стоят те предприятия отрасли, кото­рые выпускают уникальную в своем роде, не имеющую аналогов в мире продукцию. Благодаря этому Крама­торский завод тяжелого станкострое­ния из года в год наращивает произ­водство не только за счет внешних по­ставок, но и за счет внутреннего спро­са. Вместе с тем предприятия так на­зываемой базовой отрасли машино­строения - производители литья, дета­лей и узлов - терпят значительные убытки, в том числе и вследствие не­способности конкурировать на равных с импортными аналогами. Выбор в качестве основной идеи стимулирования инновационной активности вполне оправдан. По мне­нию специалистов, в условиях рыноч­ной экономики определяющим мо­ментом в конкурентной борьбе явля­ется инновационная политика пред­приятий. Необходимость ее формиро­вания вызвана тем, что сегодня, что­бы сохранить рынки сбыта украин­ской продукции, необходимо посто­янно внедрять новые решения и тех­нологии. «Промышленность, в част­ности сложное машиностроение, мо­жет составить свыше 40% объема ВВП Украины. К сожалению, сегодня этот показатель на порядок меньше, и конкурентоспособный производ­ственный потенциал страны в этой от­расли продолжает уменьшаться. При том, что у Украины есть несомненные конкурентные преимущества: инфра­структура, технический уровень спе­циалистов и накопленный опыт рабо­ты в этой отрасли», - считает прези­дент АО «Украинская промышленно-энергетическая компания» (АО УПЭК) Анатолий Гиршфельд. 

Курс на инновации
 «Если хотя бы немного помощь государства будет оказана в НИОКР, то дальше предпри­ятие вложит свои деньги, привлечет инвестиции и разовьет это направле­ние», - говорит начальник департа­мента общего машиностроения Мин-промполитики Виктор Козырев. Схе­ма сотрудничества государства и пред­приятий довольно проста: министер­ство определяет их потребности в на­учно-исследовательских работах и ин­новациях. Потом они рассматривают­ся на научном совете и определяются основные направления исследований. Получение права на проведение НИОКР, а также на доступ к бюджет­ным деньгам будет происходить с по­мощью тендера. Внедрение новых раз­работок должно происходить за счет собственных средств компаний. Основные направления, в которые будут направлены инвестиции - энер-го- и ресурсосберегающие технологии, а также производство импортозаменя-ющей продукции. Но еще не все пред­приятия готовы вкладывать деньги в проведение научно-исследовательских работ. Подобную роскошь могут себе позволить только крупные компании. Большинство же предприятий в крат­косрочной перспективе вообще не ста­вят вопрос об инновационной деятель­ности, ссылаясь на существующие в нынешних условиях трудности. Сегодня в Украине инновационная актив­ность машиностроительных заводов составляет порядка 17%, в то время как в остальной промышленности -12%. При этом за последний год было направлено довольно много средств в проведение научных работ. По данным Госкомстата Украины, по итогам 2006 года объем финансирования техноло­гических инноваций возрос на 7,1%, из которых 84,6% были профинанси­рованы за счет собственных средств. 

Программное развитие
 Вопро­сам реализации производственного по­тенциала отечественного машиностро­ения посвящено множество государ­ственных программ, многие из кото­рых так и не были реализованы. Если представители государственных орга­нов видят причину этого в недостаточ­ном финансировании, то представите­ли бизнеса - в отсутствии продуман­ной политики государства в отрасли. «За пятнадцать лет независимости Украины ни разу не была сформулирова­на четкая и последовательная полити­ка развития промышленности и маши­ностроительной отрасли в частности, были только декларации», - считает президент АО УПЭК Анатолий Гирш­фельд. В качестве подтверждения сво­их слов он приводит ситуацию с сель­хозмашиностроительным комплек­сом, где многие предприятия попросту прекратили свое существование. Сегодня большинство участников рынка считают, что принимаемые го­сударством программы носят больше декларативный характер, поскольку, по мнению Анатолия Амелина, «по­добные программы традиционно де­монстрировали низкую степень реализации и высокую - коррумпиро­ванности». Насколько окажется дее­способной нынешняя стратегия, бу­дет зависеть и от того, насколько удастся государству создать условиядля ее реализации.
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
f2-01.png  you_tube-01.png tweet-01.png  in-01.png

Возврат к списку